Научно-практическая конференция

31 май

Научно-практическая конференция

31 мая 2016 года в Михайловском экономическом колледже-интернате состоялась традиционная педагогическая научно-практическая конференция на тему: «Создание условий для целостного и устойчивого развития студента, творческой созидательной деятельности педагогов, методическое обеспечение и сопровождение процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста». На ней присутствовали все преподаватели, социальная и психологическая службы, а также администрация колледжа.    

Открыл конференцию директор колледжа Медведев В.Н., им была оглашена повестка дня и порядок проведения конференции, а также выступающие преподаватели.

Началась конференция с выступления методиста Сидоренко И.Н. Она сказала, что каждый раз, готовясь к конференции, все пытаются проанализировать проделанную работу, оценить определённый пройденный путь, поделиться удачными методическими находками, обсудить трудные ситуации в работе, предложить пути их решения, а также определить приоритеты дальнейшей деятельности. Преподавательскую и воспитательную деятельность нельзя рассматривать однобоко. Нет практики без чёткого понимания педагогической теории и концепции, без грамотного применения педагогической науки (её форм и методов работы). И как мертва и безжизненна теория без практики. Именно на практике можно проверить и реализовать все понравившиеся нам педагогические аксиомы и попытаться доказать предлагаемые ведущими учёными-педагогами теоремы.

Одна из форм методической работы – итоговая научно-практическая конференция. Она служит для распространения опыта работы, обеспечивает преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику. В рамках такой деятельности происходит взаимообучение внутри коллектива педагогов.

Все доклады и разработки преподавателей предыдущих конференций были направлены на рост профессиональной компетентности преподавателей, на быстрое их включение в работу по ФГОС, на самовыражение и самореализацию в профессиональной деятельности. Качество образования зависит от многих аспектов деятельности колледжа, и в большей степени  от методического обеспечения образовательного процесса. И сегодня на конференции как нельзя лучше подойдёт девиз: «Нет пределов в образовании!»

Первый доклад «Значение творческой созидательной деятельности педагогов  для формирования  конкурентоспособности будущего специалиста» был зачитан Говоровой В.В., преподавателем спецдисциплин ПМ отделения «Экономика и бухгалтерский учёт», зав.отделением. В докладе ею был обобщён опыт работы творчески работающих преподавателей колледжа. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
По мнению студентов содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только должны вооружать их знаниями и умениями, но и вызывать искренний интерес, подлинную увлечённость, формировать творческое сознание.

А такой урок можно создать за счёт следующих условий: личности преподавателя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым преподавателем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда студенту просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. От того доброго, что дает педагог студентам, добро рождается в них самих. Он заряжает их энергией, отдавая частицу себя. Настоящее творчество по сути своей ни что иное,   как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации.
В нашем колледже  преподаватели  имеют возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Данный подход к образовательному процессу в колледже  стал для всех нас  нормой,  а это значит, что наши выпускники, после окончания колледжа  будут строить свою жизнь тоже творчески. Не секрет, что учитель, преподаватель  учится всю жизнь. Чтобы научить чему-то стоящему, сначала приходится научиться  это делать самим.

Доклад «Необходимые условия для целостного и устойчивого развития студентов» был подготовлен преподавателем спецдисциплин ПМ  отделения «Экономика и бухгалтерский учёт» Дубровиной С.Н. В нём она отметила, что в  настоящее  время  насчитывается  более  60  определений  устойчивого  развития,  в которых отражаются социальные, экономические и экологические аспекты данного понятия. Основываясь на научных исследованиях известных деятелей психологии и педагогики: Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, Л.В. Куликова, Б.Г.  Мещерякова,  К.К.  Платонова,  А.Г.  Маклакова,  Е.Ф.  Рыбалко,  Б.М.  Теплова  и  др.  представляется  возможным  выделить  различные  структурные  компоненты  устойчивости  личности, которые  рассматриваются учёными,  как  индивидуальные  особенности  человека,  проявляющиеся  в  поведении  и ситуациях  деятельности.

Устойчивость личности студента как качество его жизнедеятельности определяется ценностями, в соответствии с которыми он выстраивает линию своего поведения.  Одним из критериев личностного проявления устойчивого развития студента колледжа можно считать  его  устремленность  в  будущее,  в  которой  выражаются  ведущие  тенденции  его поведения: социальные, духовные, учебные, профессиональные и другие.

Преподаватель считает, что эти условия в МЭКИ реализованы и обеспечивают  эффективность  обучающей  среды, её единство,  целостность, современную  организацию,  возможность  учиться,  делая,  решая проблемы,  критически  анализируя  разнообразные  точки  зрения,  что  позволяет  студентам  развивать  свои  личностные  качества,  овладевать профессиональными способностями; а преподавателям, накапливать инновационный индивидуальный опыт.

В следующем докладе «Методическое  и  специализированное программное  обеспечение,  используемое на специальности  09.02.03  Программирование в компьютерных системах в процессе формирования конкурентоспособности будущего специалиста» Марьиной Г.В, зав. отделением «Программирование в компьютерных системах» было представлено методическое обеспечение, разработанное преподавателями отделения и  обзор программного обеспечения, изучаемого на учебных дисциплинах и МДК на специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Марьина Г.В., зав. отделением «Программирование в компьютерных системах» поделилась с участниками конференции специализированным программным обеспечением, которое и делает из вчерашнего школьника, поступившего на первый курс,  настоящего конкурентоспособного специалиста. Все обучение носит практико-ориентированный характер, в ходе изучения на уроках закрепление проходит на лабораторных работах, но основные навыки использования изученных программ приобретаются студентами в период учебных и производственных практик.

На сегодняшний день представить любое предприятие, организацию, технологический процесс или производство, учебный процесс или индустрию развлечений без использования компьютерной техники невозможно. Важной особенностью информационных технологий является, несомненно, программное обеспечение ЭВМ. Чтобы наши выпускники были востребованы на рынке труда, они должны уметь  использовать и разрабатывать современное ПО. Научить их этому – наша задача.

Доклад «Повышение качества обучения, формирование компетентного специалиста, за счёт совершенствования организационных форм учебно-воспитательного процесса» представили преподаватели УД «ОБЖ» и «БЖД» Баранов В.М., Тямисова Е.В.

Стратегическая задача развития образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, форм и  методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Сегодня перед каждым педагогом стоит важная задача – воспитать и подготовить студентов, способных активно включаться в качественно новый этап развития современного общества.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.
Обучение  в нашем колледже строится таким образом, чтобы у студентов пробуждался интерес к знаниям, профессии, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения студенты не только овладевают установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивают свои познавательные способности и творческие силы.  Что наглядно продемонстрировала прошедшая недавно студенческая научно- практическая конференция. На уроках ОБЖ и БЖД  достаточно просто смоделировать ситуации, используемые в повседневной жизни, поставить перед студентами проблемный вопрос. Особенно наглядно продемонстрировать тот или иной приём позволяет изучение темы «Оказание доврачебной помощи». Особое оживление наблюдается у студентов при проведении практических занятий с использованием тренажёра «Максим», который позволяет отработать практические навыки проведения приёмов сердечно-лёгочной и мозговой реанимации, предназначеного для обучения и отработки навыков оказания экстренной доврачебной помощи, с использованием пульта контроля-управления и обучающей интерактивной анимационной компьютерной программы (ИАКП) «Максим».
В заключение ими было отмечено, что совершенствование  организационных форм учебно-воспитательного процесса являются обязательным условием повышение качества обучения и формирования компетентного специалиста.

Доклад «Формирование самостоятельной и творческой личности студента в условиях игрового имитационного моделирования, системного мышления и эмоциональности обучаемых» был представлен преподавателями отделения «Экономика и бухгалтерский учёт» Паденок И.Н. и Прудниковой Т.Ю. В связи с реформирование сферы образования, в том числе среднего профессионального образования, современное общество ставит задачу подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки специалистов но¬вого поколения, от компетентности которых во многом зависит развитие эконо-мической ситуации в нашей стране.

Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов экономического профиля на основе компетентностного подхода и широкого внедрения современных педагогических технологий. Ведущей тенденцией в этой связи является определение результатов образования через профессиональную компетентность, проблеме формирования которой большое внимание уделяют отечественные и зарубежные исследователи.

На качество обучения в  учебных заведениях влияет много факторов, особенно важными из которых являются те, что связаны с формами и методами обучения, от выбора которых во многом зависит развитие самостоятельности и творческой активности студентов, формирования их профессионального мышления и компетентности.

Педагогический коллектив Михайловского экономического колледжа интерната  весь год работал по единой методической теме: “Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности на основе реализации компетентностного подхода в условиях современного рынка труда”. И мы можем с уверенностью сказать, что каждый из нас применяет в своей педагогической практике различные “активные” формы и методы обучения и воспитания.

Учитывая специфику нашего учебного заведения и контингент обучающихся, преподаватели колледжа находятся в постоянном творческом поиске и разработке новых нетрадиционных форм уроков. Разрабатывая каждую игру, преподаватель обязательно учитывает образовательные, психологические и социальные возможности обучающихся. Таким образом, используя игровую технологию с разнообразными педагогическими приемами на специальных дисциплинах и профессиональных модулях, преподаватели нашего колледжа создают условия для активной познавательной деятельности студентов, тем самым, повышая мотивацию к обучению, через самостоятельное получение знаний.
Логанова Т.С., преподаватель спецдисциплин ПМ отделения «Экономика и бухгалтерский учёт», Калугина М.С., Антонова И.В., преподаватели УД «Физическая культура» представили свой доклад «Создание условий для развития творческого потенциала личности студента, развитие исследовательской компетентности и самостоятельности путем включения их в различные виды и уровни учебно–исследовательской и экспериментальной деятельности».

В нём было отмечено, что основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого студента, подготовка их к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности студентов, совершенствование процесса обучения в целом.

«В своей работе мы руководствуемся тем, что переход к образовательной парадигме постиндустриального общества означает в первую очередь отказ от получения готового знания и представления о педагоге как его носителе. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развития у студентов исследовательской компетентности и самостоятельности у обучающихся путём включения их в различные виды и уровни учебно-исследовательской и экспериментальной деятельности.

Главная цель исследовательской деятельности студента - в приобретении ими навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, формировании у студентов способности самостоятельно получать знания, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Для современного студента исследовать, открыть, изучить - сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Преподавателю необходимо поощрять творческие проявления студентов, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку. Отрицательных оценок за данную деятельность быть не должно. Задача преподавателя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи студентов, а поддерживать и направлять их. Каждому студенту необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в свои способности. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
И в заключении хочется сказать, что в нашем колледже созданы все условия для развития творческого потенциала личности студента, развития исследовательской компетентности и самостоятельности.
Доклад «Совершенствование процесса развития и воспитания обучающихся за счет современных форм и методов воздействия» был озвучен  Пивоваровой О.В., Дягилевой С.В., преподавателями спецдисциплин отделения «Гостиничный сервис».

Отличительной особенностью нового образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося и его социализацию. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Профессиональное становление личности представляет собой систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под становлением обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Профессиональное становление студента - это целостный, динамически развертывающийся во времени процесс от формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Обучение в колледже связывается с периодом, когда человек встал на путь приверженности профессии, и осваивает ее в процессе профессионально-познавательной деятельности. Для того чтобы объединить учебный процесс в колледже с реальной профессиональной жизнью на отделении применяют современные формы и методы воздействия на процесс развития и воспитания обучающихся.

К таким формам и методам можно отнести учебные производственные экскурсии, участие в научно-практических конференциях, профессиональных форумах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства, проведение бизнес-тренингов, участие в региональных и всероссийских этапах олимпиады профессионального мастерства.

В докладе были затронуты также роль и значение конкурсов профессионального мастерства в становлении компетентного специалиста в области гостиничного сервиса как одного из важнейших условий при работе по ФГОС 3+.

Преподавателем было отмечено, что благодаря таким конкурсам  повышается эффективность освоения профессионально-предметных знаний, формируется творческое и профессиональное мышление студентов, отрабатываются вопросы психологии общения, профессиональной этики, формируется культура речи и проводится анализ конкретных ситуаций, связанных с будущей профессией.
«Основные аспекты развития патриотизма и гражданственности студентов МЭКИ» - доклад социальных педагогов Белошенковой А.В. и Харитоновой С.Ю.

В нём было отмечено, что воспитание молодежи в духе любви к Родине, преданности к Отечеству, быть законнопослушными гражданами своего государства, всегда стоят и должны быть в центре внимания образовательного учреждения, а в современном мире приобретает особую актуальность. В нашей стране за последние десятилетия прошли серьёзные изменения, такие же изменения наблюдаются и в гражданах России, особенно в умах молодежи. Это проявляется по отношению к своей стране, истории, современным событиям, событиям которые происходят на Украине. Социальные изменения, обстоятельства, которые меняют и нас самих, требуют постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы с молодёжью, направленной на организацию специальных классных часов-бесед, где будут разъясняться политические, экономические изменения, происходящие в нашей стране, в целях формирования правильных взглядов, позиций на эти происходящие события.
Нацелить молодёжь на патриотизм, на то, чтобы испытывать чувство гордости за свою страну, сопереживать вместе с ней - сложная задача, но выполнимая. Она находится в первую очередь в руках педагогов и тех людей, которые занимаются воспитательной работой, наставников, воспитанных на устойчивых моральных принципах патриотизма и гражданственности. И наша цель: бороться за формирование культурно-нравственных, патриотически-гражданственных, духовных качеств нашей молодёжи. Любой умный, граматный молодой человек без любви к истории Отчества, нравственной ориентации будет блеклым и пустым человеком, безгражданственным позиционером.
Давайте все вместе осознанно, системно подходить  к естественному привитию молодому поколению любви к тому краю, в котором он родился. Только он и он свой, и другого такого нет и не будет. Научить уметь видеть в Родине не только ресурсы собственного благополучия, а ценить и любить её естественно, без надрыва, предвзятости от чистого сердца.

По итогам работы педагогической научно-практической конференции были разработаны следующие рекомендации:

1. Считать положительным опыт работы по внедрению ФГОС СПО 3+ на очередном этапе 2015 – 2016 учебного года в МЭКИ.
2. Продолжить работу экспериментальных инновационных кафедр на следующем этапе и наметить перспективы их деятельности на 2016 - 2017 учебный год с учётом рекомендаций конференции.
3. Всем педагогическим работникам принять во внимание активные формы работы педагогической деятельности в условиях сопровождения процесса формирования конкурентоспособности будущего специалиста.
4. Продолжить работу по внедрению современных педагогических технологий к образовательным потребностям студентов с ограниченными возможностями в условиях реализации стандартов нового поколения с учётом меняющихся условий учебно-воспитательного процесса.
5. Продолжить активную работу по формированию фондов оценочных средств и УМК как необходимого условия реализации ППССЗ по специальностям.
6. Продолжить работу по выявлению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов через различные формы работы в условиях реализации  Федеральных государственных образовательных стандартов, поставить на новую ступень печатно-издательскую деятельность (оформление, печать ФОС, КОС, КИМ).
7. Активизировать работу всех заинтересованных лиц по обеспечению выполнения контрольных цифр приёма на 2016 - 2017 учебный год.
8. Особое внимание в воспитательной работе в новом учебном году – индивидуализации деятельности по воспитанию и социализации инвалидов и  лиц с ограниченными возможностями здоровья.
9. Организовать деятельность различных служб по обсуждению вопросов адаптации студентов – реализации индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации обучающихся.
10. Активизировать в рамках декад конкурсы профессионального мастерства.

Предыдущая Следующая