Логотип МЭКИ

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

Михайловский экономический колледж-интернат

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКПОУ "МЭКИ" Минтруда России)

15 АПР

Методический совет

Последнее обновление: 20 апреля 2015 г. Просмотров: 3886

15 апреля в колледже прошло очередное заседание Методического совета на тему «Преподаватель и студент в творческом диалоге».

Цель методического совета:

Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства колледжа и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.

Задачи методического совета:

  1. Осуществить анализ  творческих диалоговых отношений в контексте заявленной проблемы
  2. Сформировать у преподавателей колледжа представление об учебном процессе как основе сотворчества педагога и обучающегося, о диалоге как основе обновляемого образования.
  3. Выявить характерные признаки диалогичности образовательного взаимодействия субъектов в культурно-образовательном пространстве колледжа.

Участники заседания:

  • администрация учебного заведения;
  • преподаватели – предметники;
  • социальные педагоги;
  • классные руководители студенческих групп;
  • воспитатели;
  • педагог-психолог.

Была проведена следующая подготовительная работа:

  1. Формирование целевой установки, задач участников, разработка этапности действия по подготовке к методическому совету.
  2. Проведение работы по кафедрам, были определены выступающие, накоплен и систематизирован определённый методический материал, разработка вопросов для обсуждения в рамках групповой работы.
  3. Анкетирование обучающихся с целью выявления их уровня диалогичности во взаимоотношении с преподавателями.
  4. Самодиагностика преподавателей по оценке степени диалогичности своей личности.

Форма проведения заседания методического совета:  круглый стол.

Ход заседания

Началось заседание с психологический игры «Life Comics», которая часто используется в психологических тренингах, чтобы снять напряжение и включиться в общение. Участники методического совета получили задание озвучить диалог по картинке, демонстрируя тем самым своё умение общаться.

Далее было вступительное слово методиста колледжа Сидоренко И.Н.

Она обосновала актуальность темы в контексте выявленных проблем и направлений стратегического развития колледжа, сформулировала цель и задачи участников методического совета по ее реализации, напомнила принятые ранее правила ведения открытой дискуссии и познакомила участников с регламентом, а также с результатами тестирования среди обучающихся. Было отмечено, что диалог в обучении между преподавателем и студентом - это не только спор, полемика, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает множественность ракурсов, на пересечении которых проявляется, как говорил М.М. Бахтин (русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства), «доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествление), дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого».

Во власти педагога создать гармонию или диссонанс опыта обучающихся со своим собственным и с опытом науки.

В основной практической части были представлены доклады представителей кафедр.

От методической кафедры дифференцированного обучения выступили Постникова Н.Н., Колотилина Л.А. Тема выступления: «Педагогический диалог в различных ситуациях урока». Было отмечено, что в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, которая осуществляется только в форме речевых жанров, обычно в форме диалога или монолога. При этом диалог рассматривается как сложное, многоаспектное динамическое явление, которое можно представить в широком и узком понимании. Педагогический диалог целесообразно рассматривать как модель, отражающую специфические условия и цели общения преподавателя и учащихся на уроке, как жанр педагогического общения. В профессионально-педагогическом диалоге для преподавателя важно правильно выстраивать свое речевое поведение, оно позволяет раскрыть преподавателю свои личные качества (умение создать на уроке творческую обстановку, стремление к установлению со студентами гуманных взаимоотношений, открытость в общении, установление стиля увлеченности совместной творческой деятельностью на уроке и атмосферы эмоционального благополучия в студенческом коллективе).

Для организации успешного учебно-педагогического диалога необходимо создать обстановку, в которой протекает общение.

От методической кафедры интерактивного обучения выступила Милованова О.В. Тема выступления: «Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми». Было отмечено, что различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование коммуникативных приемов.
Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):

  • создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями;
  • одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
  • одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам;
  • поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов;
  • создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
  • недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.

Суворова Н.А. представитель кафедры здоровьесберегающих технологий принимала участие в проведении исследования студентов и предоставила материалы по тестированию.

Далее преподавателям было предложено разойтись и продолжить работу по кафедрам с целью обсуждения ряда вопросов.

Выводы кафедры дифференцированного обучения по следующим вопросам:

Сегодня в подавляющем большинстве случаев студенты на уроках молчат, даже на так называемых устных предметах. Тем самым они не получают навыка высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, размышлять вслух, учиться говорить на публике. Как вернуть диалог на уроки?

  • Заинтересовать студента темой, ситуацией.
  • Привлечь к внеурочной деятельности по предмету.
  • Вводить больше проблемных задач на уроке.
  • Проводить работу в парах на уроке.
  • Использование фронтального опроса.

Что во взаимоотношениях со студентами Вам доставляет удовлетворение, что получается лучше всего?
Когда студент заинтересован, задаёт вопросы, любознателен, активен, самостоятелен.

Лучше всего получается:

  • побуждение к творческой деятельности;
  • игровые моменты;
  • использование элементов индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
  • внеурочная деятельность.

Выводы кафедры интерактивного обучения:

Чем помогают, а что разрушают на уроке модные технические средства обучения (интерактивная доска, презентации и т.п.). Каковы разумные границы применимости этих средств для пользы дела?

  • Теряется непосредственный контакт с обучаемыми.
  • Отсутствует живое общение (переход на формальное общение).
  • Визуальное разрушает вербальное.
  • Не развивается слуховая память.
  • Использование ИКТ должно быть разумно.

Что во взаимоотношениях со студентами Вас раздражает? Что мешает строить диалог?

  • Низкий уровень УУД.
  • Низкая мотивация студентов (отсутствие интереса к учению).
  • Отсутствие рамок взаимодействия в связи с некоторыми заболеваниями.

Выводы кафедры здоровьесберегающих технологий:

Какими новыми компетенциями должен обладать преподаватель, будучи посредником в осуществлении диалога студента и социума? Диалог на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в диалоге?

  • Умение создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.
  • Активировать познавательную деятельность студентов.
  • Активно использовать проблемно-диалогическое (коммуникативное) общение на уроках.
  • Создавать на уроке ситуацию успеха.

Диалог на уроке – это хорошо, но в меру. Отрицательное воздействие возможно при несоблюдении правил ведения диалога, при отрицательном настрое обеих сторон, при неумении принять чужое (даже ошибочное) мнение.

С какими идеями коллег, высказанных на методическом совете Вы согласны, с какими нет?
Поддерживаем все идеи. Особенно позитивный настрой урока- это залог успеха.

И в заключении заседания методического совета, можно подвести итог словами Януша Корчака «…пусть обучением движут вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчество учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика и учителя»

Решение методического совета:

  1. Каждому преподавателю проанализировать значение и актуальность   творческих диалоговых отношений «преподаватель-студент» в контексте заявленной проблемы.
  2. Преподавателям колледжа продолжить работу по реализации представления об учебном процессе как основе сотворчества педагога и обучающегося, о диалоге как основе обновляемого образования.
  3. Подготовить материал методического совета «Преподаватель и студент в творческом диалоге» для сайта колледжа (апрель – ответственный методист).
  4. В рамках посещения уроков со стороны администрации и методиста колледжа продолжить деятельность по контролю использования практико-диалогических форм работы преподавателями.
  5. Заведующим кафедр совместно с методистом определить тематику выступлений и выступающих на заключительной педагогической конференции в мае 2015 года на тему: «Инновационная педагогическая деятельность как одно из важнейших условий реализации ФГОС СПО 3-его поколения в рамках функционирования практико-ориентированной образовательной среды».